IT-аудит: как это работает и почему это важно
IT-аудит (аудит IT-инфраструктуры организации) — независимая экспертиза для оценки деятельности информационной системы, получения рекомендаций для оптимизации работы, укрепления безопасности. В каждом конкретном случае клиент сам определяет цели и задачи проведения аудита. Аудит позволяет оценить уровень защищённости, выявить «узкие» места, проверить соответствие действующим стандартам, разработать мероприятия по укреплению безопасности и повышению эффективности.
Что входит в IT-аудит
Прежде чем заказывать аудит, необходимо понять, какие процессы нуждаются в улучшении, определить объём проверки, уровень детализации.
Составляющие ИТ-аудита:
- Аудит оборудования включает обследование и анализ состояния серверов и серверного оборудования, персональных компьютеров, ноутбуков, планшетов, рабочих телефонов, оргтехники, сетевого оборудования, источников бесперебойного питания. При проведении анализа оборудования используют две методики: на основе места нахождения или по группам: ПК, серверное оборудование, оргтехника и т. д.
- Аудит программного обеспечения призван выявить, соответствует ли ПО требованиям организации. Аудиторы проверяют лицензии и права на использование, выявляют производительность, необходимость обновлений, анализируют код приложений, соответствие стандартам и передовым практикам.
- Коммуникационный аудит — обследование каналов передачи данных, телефонии, электронной почты, выявление несанкционированных инструментов для общения.
- Аудит систем безопасности, антивирусной защиты, систем хранения и копирования информации.
- Проверка на соответствие нормативным требованиям и стандартам, например, GDPR, ISO.
- Анализ затрат на ИТ-инфраструктуру и предложение путей оптимизации.
В зависимости от масштаба проверки выделяют следующие виды аудита: экспресс, комплексный, направленный.
Этапы проведения IT-аудита
При проведении внутреннего аудита аудитор работает в штате проверяемой компании, внешнего — в аутсорсинговой компании. Мелкий и средний бизнес обычно привлекает внешний аудит, а крупный имеет специализированное подразделение аудиторов.
Алгоритм проведения ИТ-аудита:
- Формирование команды для проведения аудита. Решение организационных вопросов, касающихся предоставления доступа.
- Обследование и сбор информации — изучение оборудования, сетей, ПО, получение сведений о системе защиты.
- Анализ собранной информации. Данные оцениваются по указанным клиентом критериям: соответствие законодательству и стандартам безопасности, выявление уязвимостей, возможных угроз.
- Подготовка отчёта, в котором указываются выявленные «узкие» места и недостатки, мероприятия по их устранению, предложения по улучшению работы ИТ-сферы.
По завершению бизнес должен тщательно изучить детализированный отчёт, проанализировать риски, предпринять меры для решения проблем.
Преимущества проведения IT-аудита
Каждая организация решает самостоятельно, когда необходимо оценить состояние ИТ-инфраструктуры. Обычно это решение возникает в следующих ситуациях:
- сбои в работе ИТ-инфраструктуры — наличие вирусов, замедление скорости передачи информации и т. д;
- рост киберугроз и усиление требований к информационной безопасности;
- модернизация или замена ключевого IT-оборудования;
- изменение структуры компании — приобретение нового бизнеса, слияние, разделение, формирование новых подразделений;
- необходимость в актуальной информации для нового руководства;
- смена статуса, сертификация;
- по условиям контракта или договорных обязательств;
- внедрение новых технологий;
- новые проекты, необходимость в дополнительных мощностях.
Аудит информационных систем — стандартизированный упорядоченный процесс, оценивающий ресурсы по определённым критериям. Аудит позволяет достичь следующих результатов:
- Оптимизации бюджета, снижение затрат на IT-сферу без ущерба для бизнес-процессов. Экономия возможна за счёт смены приложений, ранжирования пользователей, перехода на облачные решения.
- В отчёте могут содержаться рекомендации передать непрофильные задачи на аутсорсинг, переключить квалифицированных специалистов на решение основных задач.
- Усиление защиты от кибер-мошенничества, устранение уязвимостей, которыми могут воспользоваться злоумышленники.
- Увеличение эффективности использования техники и ПО, рекомендации по модернизации или замене.
- Соблюдение стандартов и требований законодательства, обеспечение соответствия нормам безопасности и защите данных.
- Повышение надёжности IT-инфраструктуры, устранение рисков, которые могут привести к простоям.
IT-аудит, проведённый аутсорсинговой компанией «БитРейд», может выявить такие проблемы, как устаревшие оборудование и программное обеспечение, недостаточные меры по информационной безопасности, неоптимальные расходы на IT, нерациональная настройка сетей и серверов, проблемы с управлением доступом и правами пользователей.