Офис: Пн-Пт 9.00-18.00
Тех. поддержка: 9.00-21.00
Работаем с 44 и 223 ФЗ

Развитие ИТ-инфраструктуры: пример для малого и среднего бизнеса

На обслуживание ИТ-инфраструктуры во многих компаниях уходит более половины бюджета. Чтобы эти деньги не расходовались впустую, важно определить, на какой стадии роста находится эта инфраструктура. Это поможет рационализировать её максимально эффективно и в долгосрочной перспективе оптимизировать расходы на её обслуживание. Разберём, какие уровни зрелости проходит структура в компаниях малого и среднего бизнеса.

Какие стадии роста существуют

Любая компания переходит на новую ступень, развиваясь со временем, вместе с тем и её инфраструктура растёт, проходя несколько стадий.

Развитие ИТ-инфраструктуры
Развитие ИТ-инфраструктуры

Количество компьютеров 1-3

Начальный этап, когда в компании до 3 компьютеров. Обычно оргтехники немного, вся она недорогая, для работы компьютерной сети используется wi-fi, причём интернет обычно медленный и недорогой. Один из компьютеров работает как сервис, на нём хранятся объёмные файлы, 1С и прочее.

Штатного сисадмина на этом этапе компания не привлекают, потому что качество работы инфраструктуры редко отражается на размере прибыли. В основном небольшие компании пользуются услугами выездного ИТ специалиста. Основной риск на этом этапе – отказ компьютера-сервера, что чревато простоем, появлением вирусов. Если этим можно управлять, то следующим риском – перебоями интернет-соединения, управлять сложнее. У компании минимальные затраты на инфраструктуру.

Количество компьютеров больше 5

Следующий этап наступает, когда количество компьютеров увеличивается в среднем до 5–7. Компания делает шаги в сторону централизации, стандартизации, возможно, приобретает полноценный сервер, создает корпоративную почту, сайт, единое правило, например, для хранения данных. Такая компания использует проводной интернет, проводят монтаж СКС.

Поскольку растёт ценность информации для компании, дополнительные деньги вкладываются в резервное копирование. Появляются новые затраты на покупку нового производительного ПО или оборудования в офис.

Количество компьютеров больше 50

Когда компьютеров становится больше 10, в среднем 12–14, уже организуют сервер 1С, проводную компьютерную сеть. В зависимости от качества работы интернет-провайдера и того, насколько нужен интернет для бизнес-процессов, компания задумывается о резервировании интернета. На этом этапе, скорее всего, в офисе появляется корпоративная телефония, на всё ещё в формате облачных решений или мини-атс. Часть сотрудников уже уверенно работают на удалёнке.

Дополнительными рисками становятся организация безопасности данных, замена устаревшего оборудования. Это новый тип расходов, так как до этого этапа компания прошла путь длиной минимум в 2–3 года, некоторую технику приходится менять.

Количество компьютеров больше 25

Когда компьютеров становится около 25–40, стремительно растёт поток информации, а если не внедрена централизация, хаос тормозит работу. На этом этапе компания может:

Вероятно, возникает необходимость резервных телефонных линий. Многие от облачных решений переходят к стационарным. На этом этапе и затраты на ИТ-инфраструктуру очень высоки. Внедряются новые, сложные продукты, в основном необходимые для автоматизации бизнес-процессов. Старое оборудование часто выходит из строя, а существующее уже нуждается в модернизации или полной замене.

Обслуживание ИТ-инфраструктуры в СПб
Обслуживание Развитие ИТ-инфраструктуры

Количество компьютеров больше 50

Можно назвать зрелостью – в компании около 50–80 компьютеров. На этом этапе большинство нуждается в штатном ИТ-специалисте или даже небольшом информационном отделе, который сможет обслуживать инфраструктуру полностью. На оборудование ложится высокая нагрузка, именно сейчас выплывают проблемы, которые не учитывались на начальных этапах:

  • нет грамотного резервирования;
  • отсутствуют правильно сконфигурированные сервисы;
  • изначально было выбрано неверное проектирование.

Если вначале не было системы, на этом этапе компанию ждёт полный хаос и очень частые сбои, влияющие на бизнес-процессы напрямую.

Количество компьютеров больше 100

Когда в компании становится больше 100 компьютеров, в ней обязан работать собственный IT- специалист или подрядчик. Бизнес-процессы перестраиваются, на фоне роста бизнеса появляется необходимость и в новом оборудовании, и в новых сервисах. Выбор IT-специалиста выходит на первый план – нужно ли брать его штат или достаточно обратиться в аутсорсинговую компанию.

Компания БитРейд – это комплексный ИТ-аутсорсинг. Предлагаем обслуживание компьютеров и оргтехники, выполняем проектные работы, например монтаж СКУД, видеонаблюдения и СКС, а также выполняем разовые работы – предоставляем услугу организации удалённого офиса, проектируем инфраструктуру, настраиваем телефонию, выполняем ИТ-аудит.

Количество компьютеров больше 150

На этом этапе появляется некая стабильность – большинство процессов или полностью инфраструктуру компания передала на аутсорсинг или набрала в штаб необходимых специалистов, увеличивается количество сетевого, серверного оборудования. Зачастую внедряется Helpdesk, у компании есть IT –менеджеры разных уровней с разделением функционала.

Затраты на инфраструктуру становится всё более внушительными. Руководство хочет видеть отдачу – реальные результаты работы информационного отдела.

Количество компьютеров больше 300

В крупных компаниях с количеством компьютеров больше 300 могут возникать типичные проблемы:

  • не оптимизированные системы и базы данных;
  • решение неизвестной конструкции;
  • отсутствие системного подхода и др.

Информационный отдел компании на этом этапе уже разросшийся, в нём есть не только менеджер, но и разработчики, отладчик, тестировщики в разных отделах. Возможно, работают дежурные смены, в том числе круглосуточно, ИТ-специалистов, появился корпоративный сайт и даже отдельные решения для ИТ-службы.

Все стадии роста взаимосвязанные, и если упустить важный момент на одной из них, на этапе зрелости могут выявиться совсем неожиданные проблемы. Поэтому заглядывать вперёд нужно уже на первом этапе, когда в компании минимум компьютеров и нет собственных ИТ-специалистов.